Образовательный портал - все для студента юриста. Основные элементы конституционного строя российской федерации К основам конституционного строя российской федерации относится

Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Принципы российского конституционного права :

Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Высшая ценность - права и свободы человека

Источник власти - многонациональный народ

Разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Конституция России :

Определяет основы конституционного строя

Определяет государственное устройство

Регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов

Устанавливает избирательную систему

Фиксирует права, свободы и обязанности граждан

Устанавливает символы государства

Определяет компетенцию высших гос. органов

Определяет основы правосудия

Недостатки Конституции России :

По Конституции, в России установлена так называемая французская, «смешанная» (президентско-парламентская) модель организации власти, которую считают не очень удачной, т.к. слабыми полномочиями обладает представительная власть, которая в демократическом обществе является главным противовесом авторитаризма и тоталитаризма

Неурегулированность отношений между центром и регионами

Чрезмерно сложная процедура принятия поправок

Слишком широк перечень причин, по которым прав и свободы могут быть отменены «в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Высказываются опасения о том, что у властей остается возможность наступления на права граждан, т.к. среди прав, которые могут быть «отменены в случае введения чрезвычайного положения», оказались такие, как равенство всех перед законом, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, гарантии государственной защиты прав и свобод

Самые значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках президента, т.к. ему придаются не только права исполнительной, но и элементы полномочий других ветвей власти.

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

      принципы - основы организации государственной власти;

      принципы организации и функционирования гражданского общества;

      принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

      принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

Конституционный строй РФ

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Введение

    Основы конституционного строя РФ

2.1 Конституция как источник права

2.2 Понятие конституционного строя

2.3 Политические основы российского государства

2.4 Экономические основы российского государства

    Значение основ конституционного строя РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Отношения людей между собой и с государством лежит в основе любых специфических отношений общества в целом, будь то экономические, социальные, политические, гражданские. Регулирование этих отношений – важная правовая обязанность государства. Степень свободы отношений граждан и государства показывает уровень правовой культуры государства, а также же степень его демократичности.

Конституционные основы РФ – источники права российского общества, регулирующие и характеризующие важные общественные отношения в различных сферах.

Конституционные основы российского государства, в том числе политические и экономические, описаны в Конституции РФ 1993 г. Эти основы характеризуют, среди прочих, важные в жизни российского общества экономические и политические отношения, в связи с чем, являются весьма значимыми. В соответствии с положениями Конституции строится всё законодательство РФ, - это предопределяет актуальность подробного рассмотрения основ конституционного строя.

    Основы конституционного строя РФ

1.1 Констиция как источник права

Конституция (от лат. constitutio - установление) - основной закон государства , имеющий высшую юридическую силу. Конституция занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.

Основы конституционного строя РФ, закреплённые в 1 Главе Конституции, и являются главным источником права, поскольку ни один закон и правовой акт не могут противоречить Конституции – основному Закону высшей юридической силы 1 .

Конституционные права граждан – база, на которой строится вся общественно-правовая система России, формируются законы, подзаконные акты, положения, кодексы. Все нормативно-правовые документы в стране лишь раскрывают общее понятие какого-либо положения Конституции. Подтекст, данный в Основном Законе, в обязательном порядке соблюдается при написании любого нового закона, в том числе при подготовке документов государственного образца и международных документов и соглашений.

Безусловно, есть установленные нормы международного права, придерживаться которых должны все государства, однако, политика страны всегда основана, прежде всего, на Конституции, гарантом которой в РФ является Президент. Основные положения Конституции как источника права несут в себе большую значимость и большую ответственность тех, кто гарантирует их незыблемость. И нарушение Основного Закона государства не приемлемо ни с чьей стороны, поскольку это подрывает авторитет страны в целом.

1.2 Понятие Конституционного строя

Конституционный строй – способ организации государства, который обеспечивает подчинение праву и характеризует само государство как конституционное.

Основы конституционного строя – главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечивать государству статус конституционного.

Основы конституционного строя РФ составляют положения Главы 1 Конституции РФ и никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ 2 . Гарантом Конституции РФ, следовательно, и всех закреплённых в ней положений, в том числе основ конституционного строя, является Президент РФ 3 .

В соответствии с Конституцией РФ можно выделить: политические, экономические, гражданско-правовые (личные), социальные основы российского государства.

1.3 Политические основы Российского государства

Политические основы – когда государство закрепляет государственный суверенитет и суверенитет народа и нации в законодательных актах, в том числе в основном законе государства – Конституции.

Организация политической жизни российского общества и политические права граждан РФ отражены в основном в Главе I Конституции РФ – «Основы конституционного строя».

Политические основы конституционного строя включают в себя понятия об организации государственной власти в стране . Государственная власть в её верховенстве, единстве и независимости , как форма власти народа, характеризует суверенитет государства. Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении 4 . Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ 5 . Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону 6 . Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественный объединений, должностных лиц и граждан. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Кроме прочего в отношении государственной власти в Конституции определяется следующее: государственная власть осуществляется на основе разделения властей на самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную, судебную 7 ; государственную власть в РФ осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды 8 ; государственная власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти 9 .

Конституцией Россия признаётся государством с республиканской формой правления 10 . Её главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Конституция закрепляет следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок 11 .

Также среди положений Конституции в части конституционного устройства можно выделить положения о территориальном устройстве государства . В соответствии с Конституцией, Россия – федеративное государство 12 , включающее в себя субъекты федерации, обладающие большой самостоятельностью 13 .

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ­ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу­дарства.

Федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ 14 . Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше­ниях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими её субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны 15 .

В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля­ется правовым государством . 16

Сущность понятия правового государства - его последовательный демо­кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под­чинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признаёт в качестве своих непременных особенностей и инсти­тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла­стью и возмещение ущерба, нанесённого им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства пра­вом, гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государ­ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. 17

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нём законами и нормами, ко­торым обязаны подчиняться все без исключения государственные орга­ны, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права .

Верховенство закона означает утверждение его господ­ства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об­щественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нор­мам. Органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы. 18

В соответствии с Конституцией Россия является демократическим государством 19 . Демократизм находит выражение, прежде всего:

В народовластии 20 ;

В разделении властей на самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную, судебную 21 . Смысл теории разделения властей, сформулированной ещё Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти, - законодательную, исполнительную, судебную, - должны осуществлять различные органы, независимые друг от друга и сдерживающие друг друга. В РФ принцип разделения властей впервые был провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на 3 ветви объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России;

В местном самоуправлении. В РФ гарантируется и признаётся местное самоуправление, которое осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно, - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти 22 . В современных условиях в РФ под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел 23 . Положения о местном самоуправлении в Конституции РФ содержит не только Глава 1, но также и Глава 8 – «Местное самоуправление» (Ст. 130-133 УКРФ от 1993 г.).

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Нормы-принципы , включенные в гл. «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

  1. гуманистические основы конституционного строя;
  2. основные характеристики Российского государства;
  3. экономические и политические основы конституционного строя;
  4. основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

3.5

КОНСТИТУЦИЯ РФ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Конституция - основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

Виды конституции

Юридическая наука классифицирует существующие конституции по критериям:

· Форма - принято делить конституции на писаные (единый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, кодифицирующий правовые нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения) и неписаные (совокупность нескольких законов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан).

· Порядок установления - конституции подразделяются на октроированные, которые дарованы монархом, и неоктроированные, т. е. принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом.

· Время действия - конституции бывают временные и постоянные.Временные имеют ограниченный срок действия, постоянные - таким сроком не ограничены.

· Способ принятия или изменения - конституции делятся на гибкие (изменяются в обычном законодательном порядке) и жесткие (изменяются в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом).

· Форма правления - различают монархические и республиканскиеконституции.

· Форма государственного устройства - конституции классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

· Политический режим, закрепляемый в конституциях - подразделяются на демократические и антидемократические.

· Время возникновения - конституции «старого» и «нового» поколения.К первой группе относятся конституции, принятые в основном в ХVШ-ХIХ вв., а также некоторые конституции первой половины XX в.. Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны.

Конституция РФ

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. 25 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, ядром ее правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что она возглавляет всю систему нормативно-правовых актов (и всех источников права вообще). Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Конституция РФ имеет прямое действие,т. е. ее нормы непосредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого-либо дополнительного, передаточного механизма. По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

Раздел первый содержит 137 статей, сгруппированных в девяти главах:

Глава 1 - Основы конституционного строя;

Глава 2 - Права и свободы человека и гражданина;

Глава 3 - Федеративное устройство;

Глава 4 - Президент Российской Федерации;

Глава 5 - Федеральное Собрание;

Глава 6 - Правительство Российской Федерации;

Глава 7 - Судебная власть;

Глава 8 - Местное самоуправление;

Глава 9 - Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй называется «Заключительные и переходные положения» и содержит девять частей.

Основы конституционного строя РФ

Конституционным строем называется система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции. Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества. К числу принципов (основ) конституционного строя относятся:

Принцип демократизма, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, означает, что в Российской Федерации всеми государственными и общественными делами управляет народ - как непосредственно, так и через систему органов, образуемых либо им самим либо органами, которые он сформировал (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Государственная Дума РФ, губернаторы, мэры и т. п.).

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ и предполагает создание в Российской Федерации государственных органов, предназначенных для исполнения трех основных функций государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной: принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов возлагается на правительство и органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Принцип федерализма, Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 49 областей, 6 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Хотя субъекты Федерации имеют различные названия, все они созданы и действуют по единым принципам. Основными принципами российского федерализма являются принципы:

· равноправия субъектов Федерации,

· государственной целостности,

· разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации,

· другие.

Принцип республиканизма, ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Все высшие органы государственной власти в России избираются населением либо формируются избранными им представительными учреждениями. Глава государства - Президент РФ избирается народом на четыре года. Республиканская форма правления является обязательной и для субъектов Федерации.

Принцип верховенства закона, Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Для правового государства также характерна взаимная ответственность государства и личности: нарушитель закона, независимо от его личности, должен быть привлечен к юридической ответственности. В правовом государстве последовательно проводятся в жизнь принципы верховенства права во всех сферах жизни общества, а также принцип разделения властей. Признание российского государства правовым означает подчинение любых действий государственных органов праву, прежде всего Конституции РФ.

Принцип рыночной экономики, Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В ч. 2 этой же статьи установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом, что подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ. Допускается национализация – перевод собственности из частной в государственную и приватизация - перевод собственности из государственной в частную. Перечень форм собственности, указанный в Конституции РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Принцип социального государства, Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, основанного на принципе социальной справедливости. Социальная роль государства выражается в предоставлении каждому возможности распоряжаться своими способностями к труду, иметь надлежащие жилищные условия и питание, средства передвижения, получить медицинскую помощь, образование, профессию, в государственной поддержке различных форм социального обеспечения и благотворительности.

Принцип светского государства, В соответствии со ст. 14 Конституции РФ является светским государством - государством, в котором не существует официально признанной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным. В Российской Федерации не существует государственной (общеобязательной или предпочтительной) религии, все религиозные конфессии равны между собой и перед законом, граждане равноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных документах. Религиозные объединения отделены от государства: государство оказывает поддержку религиозным организациям, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность.

Принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма). Предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии либо не состоять ни в какой партии. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности. В соответствии с ч. 2 ст.13 Конституции РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, пропагандировать их, публично защищать свои идеологические воззрения.