Правовое просвещение обучающихся. Правовое просвещение Цели правового просвещения

Участники образовательного процесса и их права

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к

обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности.

(С. Франк)

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано (статья 1): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Права и обязанности участников образовательного процесса на сегодняшний день сформулированы достаточно четко и широко известны (приложение 1)

2. Правовое воспитание .

Главным же направлением работы социального педагога и воспитательной службы школы считаю профилактическую работу. «Правовая культура – это, прежде всего, профилактика многих "болезней" общества ». Зачем надо изучать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматриваю как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требовани ю , активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Цель правового воспитания в нашей школе: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы и их родителей, формирование активной жизненной позиции подростков.

В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. У голок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма. Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.

Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования, информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических материалов по данной тематике, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

    Осуществление правового образования учащихся;

    Правовое воспитание родительской общественности;

    Формирование безопасного поведения;

    Школьное самоуправление учащихся;

    Работа Совета по профилактике правонарушений и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

Правовое образование учащихся Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.

Правовой всеобуч осуществляется под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе. Тематика правового всеобуча определяется и составляется заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом, школьным инспектором по делам несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам. Ежегодно в школе проводятся викторина по праву в начальных классах, Старшеклассники принимают участие в конкурсе работ по праву «права человека глазами ребенка».

Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, р азъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка (приложение 3), о правах учащихся.

Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы : как деловая игра « Мои права в семье», практикум, устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол « Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность. Терроризм – угроза обществу» (приложение 19) , «Эксплуатация детского труда. Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир « Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…» (приложение 14), организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.

Ежегодно в январе проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:

    сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику (приложение 9);

    с беседами для учащихся 8-9 классов в рамках правового всеобуча выступала сотрудник КДН и ЗП Дмитровского района Зайцева Г.Н (приложение 20).

    интересной и увлекательной стала беседа с сотрудниками ГО ЧС (приложение 9а)

    просмотр видеофильмов, позволяющих сформировать у учащихся умение различать хорошие и плохие поступки и иметь чувство ответственности за нравственно-ценный выбор средств достижения цели.

    Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.

Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.

В школе создана также система работы с родителями по их правовому образованию. Повышение уровня правовых знаний родителей ориентировано на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Профилактическая работа среди родителей позволяет оказывать им помощь в воспитании детей с отношениями в поведении.

В век всеобщей компьютерной грамотности родители все чаще информацию ищут в Интернете. На сайте школы размещена информация о правах и обязанностях участников образовательного процесса (приложение 1).

В работе с родителями важное место отводится просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий, лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических родительских собраний (приложение 22);, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, нарколог, детский врач – педиатр). Коррекционная работа с родителями включает семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных ситуациях.

Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. (приложение 5). Во время выступления на родительском собрании освещала темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?» (приложения 6,7). На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности» (приложение 8).

В федеральном законе об образовании отмечается, что условия обучения должны быть безопасными. Профилактическая работа направлена на формирование ценностей ЗОЖ, призвана помогать учащимся в определении жизненных целей и формировании чувства ответственности за нравственно-ценный выбор средств ее достижения. В школе традиционными стали Дни Здоровья. Систематически проходят медосмотры. Регулярно проходят эвакуации учащихся (приложение 9), беседы с представителями ГО ЧС, инспекторами ГИБДД и ОДН, заместителем директора школы по безопасности, уполномоченным по правам ребенка (приложение 9а). В школе для обеспечения дополнительной безопасности детей в добавление к тревожной кнопке и пожарной сигнализации, в текущем учебном году появилась система видеонаблюдения, которая уже несколько раз помогла в разрешении конфликтных ситуаций.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным. В школе проводятся уроки Медиабезопасности. (Приложение 10).

В план учебно-воспитательной работы нашей школы внесены направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. Правовая работа с учащимися проводится систематически. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

«Посвящение 1-классников в пешеходы» (Приложение 11)

«Меняем сигарету на конфету» акция (Приложение 12)

«Уроки Конституции» (Приложение 13)

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (игра по правам человека) (приложение14)

«Урок успеха» (приложение 15)

День защиты детей (приложение 16)

День самоуправления (приложение 17).

Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы (приложение 18).

К профилактической работе со школьниками относятся обучающие тренинги активной психологической защиты учащихся группы «риска», неуспевающих и состоящих на других видах учета,

Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мо ниторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к орга низации учебного процесса помогает ск орректировать работу, проводимую с детьми и родителями (приложение 20).

Работа с преподавательским составом включает прежде всего работу педагогического Совета, проведение правового всеобуча, заседания МО классных руководителей, проведение обучающих семинаров, тренингов, а так же пополнение методической копилки каждого классного руководителя материалами по правовому воспитанию. В которой собран материал по правовому воспитанию, согласно возрастным группам учащихся. Необходимо отметить и роль самообразования в данном направлении, так как правовая культура является неотъемлемой составляющей не просто учителя, а педагога новой формации.

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 подчеркнуто, что вделе привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным средством решения указанных задач является правовое просвещение , которое представляет собой распространение в обществе знаний о праве, а также разъяснение положений действующих нормативных правовых актов и практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения норм права и предупреждения правонарушений.

Расширение системы правового просвещения населения отнесено также к основным направлениям реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (подп, "ж" п. 8 разд. IV).

Правовое просвещение включает следующие направления: 1) правовое обучение – преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных заведениях юридического и иного профиля; 2) правовую пропаганду – распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц; 3) правовое консультирование – разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах.

Правовое просвещение осуществляется как: 1) общее – обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом; 2) специальное – выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Прокуратурой РФ реализуются все направления и виды правового просвещения.

Основными принципами правового просвещения служат: научность, информативность, аргументированность, наглядность, доступность, последовательность и системность. Необходимо помнить также, что правовое просвещение не может достигнуть своих целей, если лишь несет сведения о праве. Главная задача этой деятельности – создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования ведет к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина .

Объектами правового просвещения выступают все категории граждан, в первую очередь молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономических преобразований и правового нигилизма . Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства правового просвещения. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения является одной из важных задач правового просвещения.

К формам правового просвещения, специально предназначенным для пропаганды права и разъяснения законодательства, относятся следующие.

1. Пропаганда правовых знаний при непосредственном участии работников прокуратуры. Сюда относятся: чтение лекций и докладов гражданам; проведение бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.

При этом следует учитывать, как правило, низкий уровень заинтересованности граждан в проведении таких мероприятий. Потому необходимо тщательно выбирать тематику выступлений, сосредоточивать внимание аудитории на непосредственной практической пользе. Приоритетными темами служат жилищное, земельное, природоохранное, трудовое законодательство, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции, экстремизму.

В то же время нужно принимать во внимание возраст, национальность, семейное положение, профессию, круг интересов людей, с которыми проводится правовое просвещение. Учет этих факторов положительно влияет на контакт с аудиторией, вызывает у нее интерес к выступлению. Подобный подход дает возможность также должным образом подготовиться к предстоящему выступлению.

Поясним, что лекции представляют собой систематическое, последовательное, научно обоснованное и изложенное в популярной форме освещение причин и следствий конкретных явлений правовой действительности, например состояния законности и необходимости принятия норм права, упорядочивающих определенную сферу общественных отношений. Для достижения цели лекции необходимо четко определить ее главную тему. Следует также установить объем лекционного материала, который может быть изложен в отведенное время, отобрав самое важное для раскрытия темы.

Беседы являются небольшим сообщением и обменом мнения по отдельным правовым вопросам, основанным на изложенных сведениях и вытекающих из них выводах. К примеру, приводятся данные о количестве преступлений отдельных категорий и причинах их совершения.

Нередко лекции целесообразно дополнять беседами на соответствующие темы, что делает правовую пропаганду более действенной.

В ходе правового консультирования прокуроры должны обращать внимание граждан на правовую основу разрешения проблем, разъяснение им социальной сущности и конкретного содержания норм права.

Эффективным средством пропаганды права служит использование прокурорскими работниками наглядных материалов и технических средств.

2. Выступления в СМИ и информационной сети Интернет. Телевидение, радиовещание и печать занимают ведущее место по популярности среди граждан по сравнению с другими источниками правовой информации. Они обладают наиболее широкими возможностями донесения правовых знаний до каждого человека. В процессе взаимодействия со СМИ наиболее эффективны выступления (интервью) прокурорских работников и публикации подготовленных ими материалов на правовые темы.

Большое значение имеют выступления представителей органов прокуратуры в новостных и аналитических передачах телевидения. Плодотворны пропаганда права и разъяснение законодательства прокурорами по региональным телевизионным каналам. Получает распространение подписание соглашений между органами прокуратуры и телестудиями о вещании по правовой проблематике.

Не менее полезно использование для правового просвещения возможностей радиовещания.

В региональных и местных печатных изданиях целесообразно организовывать постоянные рубрики, куда граждане могут обратиться по интересующим их правовым вопросам и в которых систематически размещают материалы, разъясняющие законодательство.

Особого внимания заслуживают правовое просвещение с использованием СМИ совместно с другими органами государственной власти, в том числе судебными органами.

Все большее распространение в качестве средства правовой пропаганды получает информационная сеть Интернет. На официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур могут открываться разделы правовой информации и осуществляться консультации граждан по вопросам права.

Расширение использования указанного ресурса возможно также путем участия в совместных с федеральными и региональными информационными агентствами проектах правовой пропаганды.

3. Участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Целью таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, информирование о принимаемых мерах по укреплению законности и правопорядка в регионах.

Формами этой работы выступают: участие прокурорских работников в научно-практических конференциях и сборах, онлайн- и пресс- конференциях, семинарах, тренинг-семинарах, "круглых столах"; участие в парламентских и публичных слушаниях.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 перед прокурорами поставлена задача сочетания пропаганды права с надзором за исполнением законов, информированием органов публичной власти и институтов гражданского общества о состоянии законности, правопорядка и обеспечения прав граждан, с участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям (п. 2).

Информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности является одним из принципов организации и деятельности прокуратуры РФ (ст. 4 Закона о прокуратуре). При реализации этого принципа прокурорам необходимо рассматривать и вопросы правового просвещения граждан.

Одновременно требуется проведение правового просвещения при осуществлении органами прокуратуры основной функциональной деятельности.

Заметное место среди соответствующих форм занимает разъяснение прав и правовых способов их защиты при рассмотрении и разрешении обращений граждан. В соответствии с Законом о прокуратуре в органах и учреждениях этого института государства рассматриваются и разрешаются в пределах компетенции заявления, жалобы и иные обращения граждан. При этом ответ на такие обращения должен содержать разъяснение его правового содержания. Когда в удовлетворении обращения отказывается, заявителю обязательно разъясняется порядок обжалования принятого решения (ст. 10).

Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 консультирование граждан по вопросам прав и свобод и способов их защиты не должно подменять рассмотрение и разрешение обращений по существу затронутых в них вопросов (п. 1).

Большое значение имеет разъяснение законов в актах прокурорского реагирования, так как нередко основной причиной значительного количества допускаемых нарушений служит недостаточный уровень правовых знаний соответствующими субъектами.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты (ст. 23), вносят представления об устранении нарушений законов (ст. 24), выносят постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25), объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1). В этих документах в обязательном порядке излагается и разъясняется содержание нарушенных (могущих быть нарушенными) законодательных норм. Тем самым обеспечивается возможность устранения или недопущения нарушений закона.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано излагать в документах прокурорского реагирования правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали (п. 16).

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008№ 182 в ходе прокурорских проверок исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи надлежит отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на предупреждение правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение (п. 6).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам надлежит разъяснять уголовное, уголовно-процессуальное и иное действующее законодательство задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутых мерам принудительного характера (п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре).

Важную роль играет разъяснение законодательства в ходе судебных заседаний. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в ситуациях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35). При этом выступления и иные процессуальные действия прокурора при рассмотрении дел судами предполагают обязательное разъяснение правового содержания его позиции, действий и решений иных участников судопроизводства, что оказывает правовоспитательное воздействие также на присутствующих граждан. Это требование имеет особое значение при судебном разбирательстве дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Важным направлением организации работы органов прокуратуры по правовому просвещению является взаимодействие с иными государственными органами, общественными и другими объединениями . Так, для обеспечения сотрудничества с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ органами прокуратуры могут заключаться соответствующие соглашения, предусматривающие и совместное осуществление правового просвещения.

При прокуратурах субъектов РФ создаются также общественные советы, например по защите малого и среднего бизнеса, работа которых предполагает разъяснение законодательства предпринимателям.

Неплохой результат приносит участие руководителей общественных организаций в совещаниях прокуратур субъектов РФ по вопросам правового просвещения. В некоторых прокуратурах регионального звена принимаются совместные с общественными объединениями программы правового просвещения, включающие чтение лекций, участие в семинарах и "круглых столах", издание брошюр по правовым вопросам.

В ряде регионов при прокуратурах работают общественные приемные, в которых оказывается правовая помощь гражданам. При этом особое внимание уделяется слабо защищенным категориям граждан.

К правовому просвещению граждан необходимо также активно привлекать ветеранские организации работников прокуратуры.

Последнее время в органах прокуратуры уделяется пристальное внимание взаимодействию в проведении правового просвещения с высшими учебными заведениями. В ряде регионов между прокуратурами и вузами заключены договоры о сотрудничестве, определяющие рамки взаимодействия. Одним из новых направлений такого сотрудничества является участие прокурорских работников в деятельности юридических клиник. Эти структуры создаются при юридических факультетах высших учебных заведений, студенты-старшекурстники которых под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь социально незащищенным слоям населения. Прокурорские работники оказывают правовую помощь студентам – участникам таких формирований по наиболее сложным вопросам законодательства и его применения.

Важно подчеркнуть, что приведенные направления и формы правового просвещения могут с успехом использоваться всеми звеньями системы органов и учреждениями прокуратуры РФ.

Кроме того, прокурорам необходимо уделять внимание ведению первичного учета показателей, отображению и контролю их достоверности в статистической отчетности . Приказом Генпрокурора РФ от 11.12.2012 № 446 утвержден и введен в действие статистический отчет о работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП. Прокурорам вменено в обязанность представлять указанные сведения раз в полугодие нарастающим итогом в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ (п. 2). При этом следует выполнять положения Инструкции по составлению указанного отчета, утвержденной данным приказом. Соблюдение указанных требований позволит анализировать и оценивать состояние, опыт и проблемы, а также вырабатывать меры по совершенствованию рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    С.В. ШЕВНИН

    На протяжении последних лет одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры является, безусловно, работа по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    Вопросы организации этой работы подробно регламентированы соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182, в котором разъяснение законодательства рассматривается как неотъемлемая часть системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде.
    Вместе с тем организация и проведение подобных мероприятий среди несовершеннолетних имеют свои особенности.
    При этом прокуратурой Арбажского района Кировской области накоплен положительный опыт проведения такой работы.
    Так, согласно распоряжению прокурора района за оперативными сотрудниками прокуратуры закреплены все образовательные учреждения района.
    Ежегодно составляются графики выступлений прокурорских работников в образовательных учреждениях.
    Соответственно, в планах мероприятий по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению прокуратуры района (а они рассчитаны на полугодие) существенное место отведено работе именно с несовершеннолетними.
    Вот лишь несколько примеров проводимой нами работы.
    Так, в 2012/13 учебном году по инициативе работников Арбажской центральной библиотеки им. А.П. Батуева и районной прокуратуры был образован клуб для старшеклассников "В правовом поле".
    В рамках работы этого клуба в период с сентября по май перед учащимися МКОУ СОШ пгт Арбаж (Арбажской средней школы - наиболее крупного общеобразовательного учреждения района) регулярно выступали представители прокуратуры.
    Темы бесед, выступлений - самые разные, но все они так или иначе связаны с правом, направлены на повышение уровня правовых знаний школьников, их правовой культуры, например: "Закон и подросток", "Ответственность за хулиганство и вандализм", "Служу в Российской Армии - правовые аспекты призыва", "Право в современном мире" и т.д.
    В течение нескольких лет в образовательных учреждениях района проводится декада правовых знаний.
    Например, в период ноября-декабря 2013 года перед школьниками выступали представители различных структур, ведомств, так или иначе участвующих в исполнении законов о несовершеннолетних.
    Сотрудники прокуратуры выступили во всех школах района - как в районном центре, так и в сельских.
    Мы, в частности, рассказывали подросткам о возникновении и развитии права, о роли и предназначении правоохранительных органов, о возможности получения юридического образования, об особенностях работы в органах прокуратуры, давали ответы на поступающие вопросы. Приводились примеры из конкретных уголовных дел о преступлениях, совершенных как несовершеннолетними, так и взрослыми (особенно - если они были совершены в группе с несовершеннолетними).
    При этом важно общаться с подростками на понятном, доступном для них языке, постепенно переходя от более простых тем, вопросов к более сложным.
    Например, если попытаться рассказать школьнику о том, что факт привлечения к уголовной ответственности, а тем более наличия судимости (пусть и полученной в несовершеннолетнем возрасте) влечет за собой отрицательные правовые последствия, он, скорее всего, просто кивнет головой в знак согласия, не особенно, может быть, поняв, о чем идет речь.
    Гораздо эффективнее на примерах конкретных уголовных дел разъяснить, что, например, человека, который беспричинно развязал драку, избил более слабого и беззащитного, вряд ли примут на работу в службу охраны солидного заведения; подростку, который в период летних школьных каникул в пьяном виде совершил угон машины, едва ли в дальнейшем доверят большегрузный автомобиль; ученику, который попался на воровстве в школьной раздевалке, никто во взрослой жизни не доверит серьезных денег и т.п.
    Приходится объяснять детям, что, оказывается, одни и те же слова, выражения в русском языке могут иметь совершенно разное значение с точки зрения административного и уголовного права.
    Так, жесткое либо "исключительно образное" выражение, которое ты адресовал неудачливому партнеру по команде во время игры в спортивном зале - это, как правило, всего лишь безобидный выход энергии.
    А вот если ты подобным образом обратишься в повседневной ситуации к постороннему человеку на улице, - возможно, отвечать тебе придется уже практически как взрослому.
    Конечно же, подросткам еще сложно воспринимать, скажем, такие выражения, как "назначение уголовного наказания в виде штрафа", "компенсация затрат на лечение потерпевшего" и "возмещение морального вреда, причиненного преступлением".
    Поэтому полезнее, например, просто рассказать об уголовном деле, по результатам судебного рассмотрения которого виновный заплатил штраф, оплатил лечение потерпевшего да еще и возместил ему моральный вред, потратив на все это внушительную сумму денег.
    А после подробного рассказа задать ребятам вопрос: "Если бы не преступление, поводом к совершению которого послужила секундная несдержанность или же злоупотребление спиртным, - на какие цели можно было бы потратить эти деньги их владельцу?".
    Ответы, как правило, связаны с возможной покупкой скутера, ноутбука, планшетника и других подобных вещей, которые так интересуют сейчас подростков. То есть вывод очевиден: преступлений лучше не совершать.
    И еще хочется сказать вот о чем. Значительная часть выпускников, получив школьное образование, уезжает за пределы нашего района с целью продолжения учебы, в том числе получения высшего образования.
    Это влечет резкую смену "родной" обстановки, новую жизнь в непривычной среде, в большом, чужом, порой многомиллионном городе, сложную учебу, т.е. условия, в которых рассчитывать по большей части приходится только на себя.
    А многих юношей ждет призыв на военную службу в многонациональный армейский коллектив.
    Как не растеряться, не сломаться, как адаптироваться в незнакомой среде, не поддаться мнимым соблазнам, реализовать себя?
    Об этом мы, прокурорские работники, в жизни которых, конечно же, были и вузы с их общагами, и армейская служба, и первые непростые шаги в выбранной профессии, также предельно откровенно рассказываем школьникам.
    Считаю, что подобная деятельность районной прокуратуры является результативной.
    Так, в течение нескольких последних лет уровень подростковой преступности в Арбажском районе ниже, чем в среднем по области, причем особо тяжкие преступления, а также тяжкие преступления против личности, совершенные несовершеннолетними, не регистрировались.
    В 2013 г. по сравнению с 2012 г. в два раза снизилось количество зарегистрированных общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности.
    И, напротив, большое количество выпускников школ района намерены связать либо уже связали свою жизнь с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой.
    В 2013/14 учебном году соответствующая разъяснительная и просветительская работа сотрудниками районной прокуратуры продолжена.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

В.С.Власов

Как известно, правовое обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведенях началось в Ярославской области экспериментально в 1973 году, повсеместно – в 1975-м. Программа была единой, позаимствованной из сети партийного политического просвещения и творчески переработанной, адаптированной к условиям школы. По сути, был лишь упрощён язык изложения материала. Методика – от общего к частному – оставалось неизменной. Сначала в 8 классе, затем в силу школьной реформы (продлившей среднее образование) в 9 классе преподавались “Основы советского государства и права”. Этому предмету практически ничего не предшествовало и ничто его не подкрепляло в выпускных классах. Можно лишь отметить очень слабую связь его с просуществовавшим некоторое время предметом для старшеклассников “Этика и психология семейных отношений.”

До введения в рабочие программы педвузов преподавания основ государства и права, методика которого, естественно, дублировала школьную, учителя получали методическое обеспечение в Институте усовершенствования учителей при Ярославском облоно, где активно сотрудничали преподаватели юридического факультета ЯрГУ и работники правоохранительных органов. Значительную поддержку юридическому просвещению в учебных заведениях оказывал научно-методический Совет по правовому воспитанию при правлении областной организации общества “Знание”. Именно он внедрял и контролировал разнообразие форм юридического просвещения молодёжи: кинолектории, читательские конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, школы молодожёнов и молодой семьи. На молодое поколение были рассчитаны отдельные передачи телевизионной программы “Закон, коллектив, личность”, постоянная рубрика “Юридическая азбука” в областной молодёжной газете “Юность”. Наконец, не одному выпускнику юридических вузов первую путёвку в профессию дал Университет старшеклассников при Ярославском городском Дворце пионеров и школьников.

Не лишним будет напомнить, что вся эта многогранная работа была в поле зрения партийных, комсомольских и советских органов.

Распад сложившейся системы правового просвещения, включая преподавание в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, произошёл естественным образом, вслед за событиями 1991 года, хотя предпосылки его уже были созданы происшедшими в 1989-1990 г.г. изменениями в экономической и политической сферах жизни российского общества. Речь идёт о возвращении и легализации формы частной собственности, о провозглашении, а затем и активном утверждении политического плюрализма с его кульминационным моментом отказа КПСС от руководящей и направляющей роли, роли ядра политической системы. Последнее означало отказ от контроля средств и методов правового воспитания населения. В какой-то момент пробила себе дорогу и идея “свободы преподавания”.

Собственно, и до узаконения этой “свободы” преподаватели курса “Основы Советского государства и права” в российских учебных заведениях были поставлены в неудобное положение, хотя до “десоветизации” России было ещё далеко. Дело в том, что указанные выше изменения кардинально противоречили основополагающим частям курса, раскрывавшим правовые институты на базе устаревающего, но ещё действовавшего союзного законодательства. К тому же, в большинстве своём не имея юридического образования, преподаватели столкнулись с коллизиями и проблемами в законотворчестве, конъюнктурой в правоприменительной практике, а в некоторых случаях и с прямым игнорированием законов в экономической и политической сферах.

Разумеется, “срабатывали” и личные политические пристрастия преподавателей. Ни возраст, ни пребывание некоторых из них в КПСС существенной роли здесь не сыграли. Правовое воспитание объективно зашло в тупик. Не могли преподаватели в то время, естественно, рассчитывать и на указания сверху, и на методическое обеспечение. Растеряны были и сотрудники органов образования, строившие эту работу по накатанным рельсам, которые вдруг потеряли устойчивость. Резко свернуло свою деятельность общество “Знание”, лекторы-юристы которого стали нужны лишь одним кооператорам, затем предпринимателям с их специфическими запросами. Всплеск интереса к некоторым положениям гражданского и хозяйственного законодательства, инициируемый разгосударствлением и приватизацией, общей тенденции угасания только что народившегося юридического всеобуча не изменил.

В 1992 году в общеобразовательных школах России началось непонятное: учителям было объявлено: “Преподавайте основы права, как сочтёте нужным, интересным и...возможным”. Последнее и сыграло основную роль – учитель есть учитель, он без методического обеспечения, даже если ему и есть что сказать своё, не может длительное время вести предмет. На определённый период преподавание основ государства и права было вообще прекращено в большинстве учебных заведений. Затем вопросы права стали вкрапливаться в такие дисциплины, как “Человек и общество”, “Основы цивлизации” и т.п. Юридические же вузы именно в этот период по нелепому совпадению ввели у себя вступительный экзамен, который, проанализировав и объединив существующие названия, можно было бы именовать: “Основы юридических знаний”, ибо ничего другого от вчерашнего выпускника школы ждать было нельзя. Более-менее систематизированное представление о юриспруденции он мог получить лишь на подготовительных курсах и из редких в то время учебных пособий, которые писались уже с учётом нового законодательства.

Справедливости ради следует отметить, что законодательный орган Российской Федерации – её Верховный Совет – в июле 1992 года проявил озабоченность положением дел с правовым обучением и немедленно принял постановление о введении во всех средних учебных заведениях предмета “Основы налогового законодательства”. Практически это не было реализовано, да и сам Верховный Совет через год был неконституционным образом распущен при известных обстоятельствах обострения противостояния двух ветвей власти. Представляется, что в любом случае указанный предмет не смог бы прижиться в школе в силу методической необеспеченности и кадровой проблемы: в дебрях налогового законодательства не только историкам, но юристам не дано каждому разобраться, тем более – популярно объяснить ученикам.

Затем “наверху” возникло предложение, интересное по своей сути и, по-моему, перспективное – изучать в школах “всенародно принятую” Конституцию РФ 1993 года. К сожалению, и здесь не последовало практических шагов. Дело в том, что тексты конституций в каждом государстве, где они приняты, пишутся более доступным для массового читателя языком, нежели тексты законов и иных нормативных актов, содержащих труднодоступные населению юридические фразы и термины. Конституции, вообще, не нормативный акт в чистом виде, а политико-правовой документ, отсюда и известная его декларативность, непозволительная для обычного закона. Представляется, что преподаватели, имеющие в большинстве своём базовое историческое образование, могли бы не только легче комментировать соответствующие статьи конституций (именно конституций, ибо в нашей стране она уже пятая по счёту), но и сравнивать их, опираясь на знание исторического материала жизни Отечества. Методически возможно было бы даже не разрывать по времени преподавание истории и изучение текста Конституции РФ, если действительно не замыкаться на анализе положений только действующего Основного Закона.

Во всяком случае, не стоит хоронить эту идею. Вполне возможно уже сейчас поработать над изданием учебного пособия типа “рабочей тетради”, где и дать популярно изложенный и иллюстрированный комментарий Конституции РФ для занятий по основам права.

В настоящее время разработано несколько концепций “гражданского образования”. Под ним авторами (это, прежде всего, Я.Соколов, А.Никитин, Н.Элиасберг) понимается совокупность взаимосвязанных и априорно последовательных “модулей” по различным обществоведческим дисциплинам, включая сведения о государстве и праве, рассчитанных на определённый учебный период. При этом предлагается начать преподавание уже в начальной школе, памятуя, очевидно, о том, что гражданином человек становится уже с момента рождения. Учебники под общим названием “Граждановедение” вошли в федеральный комплект. Такое же название носит специальное приложение к “Учительской газете”, выпускаемое еженедельно с января 1997 года, где помещаются материалы в помощь преподавателям обществоведческих дисциплин, в том числе и по основам права, аккумулируется опыт практических занятий рядовых учителей и их подходы к методике.

Разнообразие предложений, подходов и концепций преподавания основ права в последнее время обусловлено и тем, что издательство “Просвещение” утратило монополию на выпуск учебной литературы для школьников. Возрастает инициатива и самостоятельность провинциальных авторов и творческих коллективов.

В целом можно только приветствовать предлагаемые концепции введения в общеобразовательных школах курса “Граждановедение” как воплощение объёмной и систематизированной гуманизации основного общего и среднего образования. Что касается юридических знаний, и это должно быть понято, прежде всего, юристами, право и не может преподноситься школьникам в отрыве от иных обществоведческих дисциплин. Автор убедился в этом, руководя четыре учебных года занятиями КЮП – классов юридической подготовки, созданных в своё время на базе средней школы № 84 г.Ярославля, где право чередовалось с логикой, психологией, политологией, основами философии, экономикой, историей мировой культуры и риторикой. Эти предметы, правда, вели не школьные учителя, а преподаватели ярославских вузов, вплоть до доктора философских наук. Но... не боги же горшки обжигают! Кстати, в КЮП недоставало основного – преподавания этики. Вопросы нравственности, конечно, вписывались в материалы занятий по основам права, но этого было крайне мало.

3.1 Организация правового просвещения в общеобразовательной школе

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них, согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает «основные права и свободы» от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами. К ним можно отнести правовые акты международных организаций, текущее законодательство России и некоторые ведомственные нормативные акты. Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием всех этих документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотны в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. У подростков порой нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами. И это не удивительно, ибо воспитание и обучение осуществляют учителя, не имеющие, как правило, соответствующей подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки таких учителей. (9, с.176)

Нельзя сказать, что ничего не делается в этой области. Два десятилетия существовал курс «Основы советского государства и права». С 1993 года Правительство РФ рекомендовало ввести курс «Права человека». С 1994 года Правительством было разрешено углубленное изучение в школах права, экономики и других дисциплин. Но все эти попытки носят разрозненный, непоследовательный и бессистемный характер.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:

устойчивой потребности в правомерном поведении;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку. (7, с.104)

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно структурировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная деятельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образовательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и др.

В теории правового воспитания и обучения в школе также нет единой концепции. Правда, существуют несколько научных точек зрения. Представители одной из них считают, что правовое обучение и воспитание следует вести на основе курса «Советское государство и право», предлагая реализовать подготовку учителей в рамках психолого-педагогических дисциплин; по мнению других, основой должен стать курс «Права и свободы граждан». Думается, каждая из этих точек зрения имеет право на существование и реализацию в школьных программах, но заметим, что они не свободны от некоторой односторонности и ошибок. В частности, правовое обучение и воспитание школьников не должно ограничиваться лишь изучением их прав и свобод, а курс «Основы советского государства и права», естественно, нуждается в коренной переработке в силу определенных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в стране.

Суммируя сказанное, хотелось бы высказать свою точку зрения относительно концепции правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. По моему мнению, оно должно осуществляться в рамках курса «Правоведение», формирующего гражданственность и правосознание у подростков. Задачи курса: помочь подростку адаптироваться в современных условиях; воспитание законопослушного гражданина; самореализация подростка в жизни; предотвращение правонарушений несовершеннолетних; обучение подростка умению прогнозировать правовые последствия.

Представляется, что такое обучение и воспитание должно носить сквозной характер, то есть вестись с первого по одиннадцатый класс включительно. И каждый год обучения должен соответствовать той сумме правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям. Быть непрерывным - осуществляться ежегодно в каждом классе, системным - соответствовать правовой системе, действующей в данное время, для данного субъекта на данной территории. Теоретико-прикладной характер обучения означает, что вместе с суммой теоретических знаний учащийся приобретает навыки по их реализации в жизни.

Адаптивность правовой подготовки предусматривает необходимость помочь подростку быстрее и безболезненнее войти в жизнь полноправным членом общества. В общеобразовательной школе обучаются дети, чей правовой статус в зависимости от возраста (6-17 лет) и других критериев определяется тем или иным законодательством. Эти критерии, думается, должны послужить главной отправной точкой в формировании учебных программ.

Определяя цели и задачи правового обучения и воспитания школьников, следует выделить средства и методологию, а также формы их реализации. Формы, на наш взгляд, отличаются прежде всего тем, что обучение протекает несколько отлично от воспитания, хотя эта градация весьма условна, в процессе реализации формы могут носить комплексный характер.

Несколько слов о тех, кто преподает право в школе. Это должны быть учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Их подготовку необходимо осуществлять в рамках головного института «Правовой педагогики». Это объясняется многими причинами: отсутствием достаточного количества учителей-правоведов и профессорско-преподавательского состава для подготовки таких учителей, методики обучения праву в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Основной целью этого института было бы формирование политики в области правового обучения и воспитания подростка в школе, подготовка педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, разработка учебно-методической базы и оказание помощи учебным заведениям.

Данный институт может быть ведущей организацией по правовому обучению и воспитанию, но наряду с ним следует создать в системе повышения квалификации педагогических работников соответствующие факультеты. Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. При этом правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка "Рукоделие"

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Затруднения - это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки - это серьезные просчеты...

Организация экономического просвещения учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №8 г.о. Самара

2.1 Общая характеристика учебного предмета Обществознание -- учебный предмет в МБОУ СОШ №8 г.о. Самара, который изучается с 6 по 11 классы. В предмет обществознание включены следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал...

Правовое просвещение

Профессиональная подготовка школьников

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса...